Всем ПРИВЕТ !!!

Я РАД ЧТО ВЫ ЗДЕСЬ :)

воскресенье, 2 июня 2013 г.

Возможен ли социальный заказ в Кыргызстане?


Меня всегда интересуют механизмы взаимодействия государства и некоммерческих организаций. На моем личном опыте, как представителя некоммерческого сектора, в котором работаю с 2000 года, было немало интересных мероприятий и проектов осуществленных совместно или же при участии государственных организаций. В частности местных управлений министерств и гораздо больше органов местного самоуправления. 


При проведении этих мероприятий и реализации проектов широко использовались механизмы социального партнерства. Государственные организации вносили денежные и натуральные вклады в бюджет проектов, предоставляли на безвозмездной основе на временное пользование помещений, оборудования, инвентарей и т.п., помогали правильно определить и охватить как можно больше целевых групп, предоставляли экспертов, специалистов и т.п.
Конечно, эти виды взаимодействия хороши. Но еще есть более существенное и интересное понятие, или механизм взаимодействия, как государственный социальный заказ. Государственный социальный заказ начал внедряться в Кыргызстане только некоторое время назад, хотя в мировой практике он применяется очень широко.
Как у лидера небольшой местной некоммерческой организации у меня не раз появлялось желание принимать участие в реализации государственного социального заказа. Однако прежде решил изучить сущность государственного социального заказа, и первым делом оставил сообщение на Фейсбуке, где у меня в друзьях около 600 человек, большинство которых являются НКО-шниками. К сожалению, только два человека откликнулись на мою просьбу поделиться любой информацией о государственном социальном заказе. Оба они посоветовали обратиться в Министерство социального развития, которое, по их мнению, занимается реализацией программ с помощью государственного социального заказа.
«В Кыргызстане о государственном социальном заказе впервые заговорили в 2000 году на национальной конференции НКО (10-11 июля), организованной Коалицией НКО «За демократию и гражданское общество». Спустя шесть лет началась разработка соответствующего закона», - вспоминает Елена Воронина, независимый эксперт по вопросам развития некоммерческих организаций.
Отрадно, что закон был разработан с широким участием общественности, с прямым участием Ассоциации центров поддержки гражданского общества, которая охватывает все области страны. В середине 2008 года парламент страны принял Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе».
Данный закон направлен на повышение эффективности использования государственных бюджетных средств, выделяемых для решения социально-экономических проблем, и улучшение качества предоставляемых социальных услуг населению; и регулирует общие принципы, правовые и организационные основы формирования, размещения и исполнения государственных социальных заказов, в целях реализации социальных программ. И в законе дано определение что, государственный социальный заказ – это форма реализации социальных программ (проектов) и отдельных мероприятий, направленных на решение социально-экономических задач и оказание услуг за счет государственных бюджетных средств. А исполнителями социального заказа в законе указаны некоммерческие организации.
Сам по себе закон замечателен. В нем указаны цели государственного социального заказа. Это решение социально значимых проблем, не охваченных или недостаточно охваченных деятельностью государственных органов и привлечение в социальную сферу дополнительных людских, материальных, финансовых ресурсов из негосударственных источников. Также отмечено о повышение адресности мер социальной защиты. Закон охватывает все моменты взаимодействия по механизму государственного социального закона.
Но, популярным и важным, механизм государственного социального заказа не становится. Елена Воронина считает, что после принятия закона, не были разработаны справедливые механизмы действия этого закона. «Не появилось ни одного нормативного документа, разъясняющего специфику применения этого закона, не внесены коррективы в Налоговый кодекс» - отметила Елена Воронина в интервью порталу www.open.kg, и добавила, что в дополнение к принятому закону нужен пакет нормативно-правовых документов, расписывающих все процедуры размещения государственного социального заказа.
«У нас еще не на достаточном хорошем уровне структурирована система прямого финансирования деятельности некоммерческих организаций со стороны органов государственной власти, не разработан механизм конкурсного финансирования заявок на участие НКО в получении государственного социального заказа. Отсюда – разное понимание у представителей власти и НКО философии государственного социального заказа, неверная трактовка соответствующего законодательства, волокита при сборе необходимых документов для предоставления их заказчику, несоблюдение сроков и т.д.» - поделилась в этом же интервью Елена Воронина.
В мировой практике выделяют два основных юридических и финансовых механизма взаимоотношения государства и некоммерческих организаций в социальной сфере, отличных друг от друга по своей природе, по отраслям и методам регулирования, - это государственные субсидии и государственные закупки. Понимание различий между ними представляется чрезвычайно важным при разработке законодательства, пишет Павел Смилтнекс, эксперт Международного Центра Некоммерческого Права по СНГ.
В основе субсидии лежит обращение организации за помощью государства в осуществлении ею определенной социально значимой деятельности. Субсидии осуществляются в денежной и натуральной формах (в виде предоставления государством некоммерческим организациям в пользование или собственность определенного имущества).
Интересный способ демократизации процесса выдачи субсидий был применен в Венгрии и Словакии. Налогоплательщик при подаче декларации вправе указать общественно полезные организации, которым перечисляется один процент от налогов, уплачиваемых им. Благодаря введению данного механизма малые некоммерческие организации, в особенности в отдаленных районах, начали получать субсидии, хотя ранее всего лишь горстка крупных и известных некоммерческих организаций в Будапеште имела доступ к государственным средствам.
С точки зрения международной практики, финансовое взаимодействие государства и некоммерческих организаций в сфере удовлетворения социальных нужд наиболее успешно осуществляется там, где одновременно присутствуют три основных фактора:
• во-первых, нет юридических препятствий для субсидирования государством общественно полезной деятельности некоммерческих организаций, и имеется развитое законодательство, регулирующее субсидии;
• во-вторых, внедрены специальные механизмы закупки государством услуг и отсутствуют косвенные препятствия для участия некоммерческих организаций в госзакупках, такие, к примеру, как ограничения на ведение предпринимательской деятельности;
• в-третьих, преодолены бюджетные и организационные стереотипы финансирования социального сектора.
Следует отметить, что на сайте Министерства социального развития Кыргызской Республики опубликована информация о том, что в 2011 г. 28 НКО стали победителями конкурса на реализацию государственных социальных проектов на тему «Развитие социальных услуг для социально незащищенных пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Мною был получен ответ на запрос информации о деятельности Министерства молодежи, труда и занятости, и от Министерства социального развития по выполнению закона о государственном социальном заказе. В письме запрашивал информацию о проектах, реализованных в рамках государственного социального заказа с участием молодежи и молодежных организаций, о дальнейших планах привлечения молодежи в реализации государственного социального заказа.
Досалиев Н. Т., статс-секретарь Министерства молодежи, труда и занятости ответил что, Министерство в рамках государственного социального заказа проекты не реализует, так как исполнение Указа Президента Кыргызской Республики «О концепции развития государственной молодежной политики КР до 2010 года» от 14 апреля 2006 года УП № 173 утратил свою силу реализации.
Согласно закону «Об основах государственной молодежной политики» от 30 июля 2009 г. Ст. 13, п.2 Министерством был разработан проект положения «Фонда молодежных инициатив», процесс рассмотрения которого не был завершен Правительством в связи с формированием новой структуры Правительства, в котором Министерство по делам молодежи преобразовано в Министерство молодежи, труда и занятости. В этой связи предстоит вопрос о рассмотрении новой структуры, концепции министерства и проекта положения «Фонда молодежных инициатив», - пишет Министерство в своем письме от 02 февраля 2012 года.
А мы не перестаем надеяться, и будем ждать развития событий вокруг «Фонда молодежных инициатив», с помощью которого и будут реализованы проекта в рамках государственного социального заказа. В отличие от Минмолодежи, Министерство социального развития дало более ёмкий и подробный ответ.
В своем письме Г.Т.Дербишева, заместитель Минсоцразвития, подробно описывает Закон КР «О государственном социальном заказе», отмечая то, что мировой опыт показывает, что государство должно брать на себя только те функции, которые оно объективно не может передоверить коммерческому или некоммерческому сектору. Предоставление социальных услуг является как раз той сферой, в которой государство может оставить за собой лишь те функции финансирования услуг и контроля над использованием денег, а конкретные социальные услуги будут оказывать негосударственные организации.
Рассказывая о различных механизмах и нормативно-правовых актах, о которых я писал выше, Минсоцразвития также дало информацию о конкурсах которые оно проводило в рамках государственного заказа. По информации заместителя министра, с 2009 по 20011 годы Министерством были проведены 3 конкурса социальных проектов. Всего проектных предложений поступило – 142, на общую сумму 12964,7 тыс. сомов. Из них, в 2009 году проведен конкурс на тему «Профилактика наихудших форм детского труда, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями». На конкурс поступило 42 проекта, из которых 24 были отобраны конкурсной комиссией, и профинансированы на сумму 4320000 сомов.
В 2010 году проведен конкурс на тему «Развитие реабилитационных возможностей и услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья», куда поступило 43 проекта, комиссией отобрано 20 проектов и профинансировано на сумму 3875414 сомов.
А в 2011 году проведен конкурс на тему «Развитие социальных услуг для социально незащищенных пожилых граждан и ЛОВЗ» поступило 58 проектов, отобрано 26 проектных предложений и профинансировано на сумму 4769319 сомов. Министерство отмечает, что в состав конкурсной комиссии входят представители НКО, международных организаций и министерств.
НКО способны более эффективно оказывать услуги населению, так как быстрее реагируют на возникшие проблемы в обществе. Кроме того, для реализации своих социальных проектов НКО привлекают дополнительные ресурсы, помимо государственных средств. В целях комплексного решения проблем незащищенных категорий граждан необходимо эффективное взаимодействие и участие соответствующих государственных органов социальной сферы в рамках реализации госсоцзаказа, - пишет Г.Т. Дербишева.
При отборе проектных заявок, Минсоцразития рекомендует всем ведомствам, которые реализуют госсоцзаказ, обратить внимание на устойчивость и эффективность проектных заявок (проектов).
«Также сообщаем, что проекты с участием молодежи и молодежных организаций, могут осуществляться в рамках реализации госсоцзаказа Министерством молодежи, труда и миграции КР» - завершает свое ответное письмо Министерство Социального Развития.
Соглашусь с госпожой Дербишевой и надеюсь, что другие ведомства также поймут важность реализации идеи государственного социального заказа, и будут работать в этом направлении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий